NioH Обзор игры (PS4)

Nioh

8.5
ГОРЯЧО!

Nioh анонсировали еще в 2004 году под названием Oni. По первому трейлеру сразу было понятно, что ничего кроме классической мусо игры, слешера в стиле Dynasty Warriors, ждать не стоит. В итоге, проект обрел новый облик — смесь Demon’s Souls, Ninja Gaiden, Diablo, Tenchu в динамике Bloodborne. Кажется, это бинго!

В отличие от понятно каких проектов, сюжет в Nioh на самом виду. Основные сценарные моменты подаются через катсцены между миссиями, но особо внимательные могут читать послания умерших воинов, в которых так же частично спрятан лор. Игра расскажет нам альтернативную историю о войне японских кланов, эти времена прозвали «период Сегоку», вот только старый добрый Акира Куросава решил что в его сценарии должна быть куда более фентезийная завязка, чем просто политика и клановые распри. Один из Британских магов отправляется в Японию за убер-мощной энергией, амритой. Вместо компаса местный Куан Чи отбирает у главного героя его духа хранителя, который буквально вот-вот помог ему выбраться из тюрьмы. Пока этот дух жив, мы можем умирать и возрождаться хоть тысячу раз, но вряд ли он пригодится злодею после нахождения источника амриты. Круто, что все ключевые персонажи, включая главного героя абсолютно реальные. Хаттори Ханзо, Ода Нобунага и многие другие внесли свой вклад в историю Японии 17-го века… не так глобально, как здесь, конечно. Так что изучать японскую культуру по Nioh — не лучшая затея, но всё же.

На стримах меня неоднократно спрашивали, что лучше или сложнее, Nioh или Souls’ы c Bloodborne’ом. Сравнивать их совершенно не хочется, тем более после многочасового опыта в подобных играх любая следующая будет казаться тебе проще. Долгострой от Team Ninja не просто взял популярную формулу, но и круто прокачал ее действительно новыми идеями, за что его по праву можно назвать глотком свежего воздуха. Nioh не будет мучать тебя гигантскими пустыми пространствами и утомительным бектрекингом. Игра разделена на 18 сюжетных миссий и кучу дополнительных заданий и по формату напоминает классические экшн-рпг времен PlayStation 2. Что касается механики, первое что бросается в глаза — стойки, как в моей любимой Bushido Blade или For Honor, только реализация явно лучше. Нижняя стойка — самая быстрая по ударам, но самая слабая. Идеальна для маневренности, быстрого восполнения Ки (стамина) и как никакая другая поможет шустро накинуть на врага яд, горение или другой элемент. Верхняя стойка самая медленная, но дико мощная. Такой особо не повоюешь против окруживших тебя тварей, но в битве один на один, особенно с духами других игроков она мой фаворит. Средняя, как не сложно догадаться, похожа на промежуточный вариант двух прошлых стоек, только еще и позволяет эффектно парировать удары гуманоидов и может пригодиться именно направлением своей атаки. Под каждый вид оружия можно выбрать наиболее подходящую стойку, но ближе к концу игры я в итоге использовал их все.

В Nioh 5 видов оружия ближнего боя: катаны, парные катаны, копья, кусаригамы и топоры, которые иногда и молоты, просто в одной категории. Кто-то может хмыкнуть: «Маловато!» Но во-первых, сеттинг, а во-вторых, разнообразие одних только мечей настолько широко, что потом даже не знаешь что из них подходит лучше к твоей новой шляпке. Из дальнего боя тут только луки, аркебузы и мушкеты. В играх такого рода важную роль играет стамина. Без её постоянного контроля вам быстро придет хана. Щитов в Nioh нет, поэтому любой блок совершается с помощью оружия и чем ниже стойка, тем больше стамины будет сбивать вам за один удар любой из врагов, а если блок был пробит, то тут жди ваншота или истерично прожимай уворот в надежде, что успеешь вовремя отскочить. Вот именно из-за подобного «не доглядел» я умирал сотни раз. Так что внимательно следите за Ки, а потом уже только за здоровьем. Если обычные мобы могут просто снять немного HP, пока ты оклемаешься, то призраки других игроков сюсюкаться не станут и сразу же применят на тебе добивание. Да, как такового PVP пока нет, только асинхронное, но обещают, что в одном из патчей добавить специальную арену. После твоего последнего удара на полоске стамины остается небольшое эхо, как файтингах или Bloodborne, показывающее сколько энергии сможет восстановиться без применения аптечек, а здесь это эхо помогает вернуть потраченую Ки, если вовремя нажать нужную кнопку или грамотно увернуться, если прокачан специальный навык. Подобный финт помогает в диких замесах и боссфайтах практически не отходить от своей цели и напинывать его зад пока тот не поставит блок или просто не огреет тебя своим… чем-нибудь. Некоторые мобы любят оставлять странные энергетические лужи, замедляющие нам восстановление стамины, но как раз с помощью пульсации Ки их можно убирать. Сплошная польза!

На этом заморочки не кончаются и чем больше ты пользуешься одним из видов оружия, тем больше у него накапливается привычность. Чем больше редкость оружия, тем больше уровней привычности. Заполнишь их и твой меч дамажит уже не 100, а например 110-115 единиц урона. Есть еще уровень владения оружием, но он влияет только на получение очков самурая и открытием специальных тренировочных заданий, за которые будут открываться особые приемы. Надо сказать, что помимо банально прокачки Nioh предлагает тебе еще и кошмарное, на первый взгляд, древо навыков. Под каждое оружие отдельная ветка, под магию и девайсы ниндзя тоже по отдельной ветке. Сперва легко запутаться, но главное за первые несколько часов игры определиться, какое оружие тебе больше по душе и прокачивать только его. Очки самурая нужны как раз для прокачки одной из оружейных веток, а очки эти даются еще и за определенные вкачиваемые статы и просто иногда попадаются в волосах самураев. Нет, выискивать их как блох не придется, хотя из этого могли бы сделать типичную японскую мини-игру, просто тут есть такой предмет. В каждой из веток есть два свитка «эзотерики», открыть их можно только через тренировки в додзё. С оружием чуть проще, просто почаще им пользуемся до определенного уровня умелости, а магия и ниндзюцу потребуют прокаченного до 20-го уровня стата ловкости и магии соответственно.

Если ты рассчитываешь на расслабоне пробежать игру за боевого мага, то у меня для тебя плохие новости. Да, тут есть всякие фаерболы и прочие элементальные заклинания, но вся магия в большинстве своем — баффы и дебаффы. Закалить оружие огнем, молнией, водой, ветром или землей — без проблем. По-максимум осадить врага замедлениями, ослаблением защиты и прочими прелестями — без вопросов. А вот прикинуться Гарри Поттером тут не выйдет. Все потому что как таковой маны в игре нет, вместе нее тут амулеты и талисманы. Одни можно использовать пока они не кончатся в сумке, а другие восполняются на специальных алтарях — чекпоинтах, где мы прокачиваемся и делаем всё что нам необходимо. Можно и скрафтить кучу магии, но с сильным оружием бегать на боссов куда разумнее. Кроме магии тут есть еще и всякие ниндзя-приблуды типа сюрикенов, яда, яиц с дебафами и прочего, но работает это все примерно так же. Существует даже специальный стат, добавляющий немного процентов к вероятности того, что при использовании талисмана очко заряда не пропадет и есть шанс собрать целый сет из таких шмоток, надеясь на божественный рандом, но с оружием оно как-то надежнее, особенно с живым. В игре есть более двадцати духов, дающих тебе различные пассивные бонусы, но когда ты заполнишь специальную шкалу амритой, можно прожать треугольник с кружком и…

Понятное дело, каждый дух относится к одному из элементов. Зачем их так много? Как я и говорил, пассивные навыки. Дополнительная амрита, сбор денег, скорость восполнения стамины, бонусы к урону или защите ну и вот это вот все. После прохождения игры откроется прокачка духов до 30-го уровня. Духи станут чуть сильнее, а статы выше. Менять духов можно только на алтарях, так что лучше заранее прикинуть с каким духом подмышкой лучше забегать на новое задание. Есть даже полезных хинт на самых сложных боссов или просто лютых потасовок. Берешь талисман на получение амриты после каждого удара по врагу, врубаешь ульту и кружишься пока тебя не вырубят или все враги не лягут. Один из моих любимых талисманов помогает вызвать духа для атаки противника. Некоторые круто их станят или обжигают и вообще дико полезны против самых мерзких врагов. Птица — Тенгу один из таких. Без огненного духа я бы давно разбил все геймпады в доме…

Если у его старших идейных братьев Nioh экпировка ни на что толком не влияла, кроме веса доспехов, влияющего на передвижение и затраты стамины, то здесь она стала во главу угла. Одеваться надо с умом. Очевидно, чем легче на тебе доспехи, тем мобильнее ты будешь, например я играю только на самых легких тряпках, чтобы быть максимально подвижным… хотя бы в игре. Банальная защита — даже не половина успеха нужной одёжки, у каждого шлема, куртки, перчаток, штанов и сапог есть определенное количество статов. Чем больше редкость, тем их больше, а у небесных доспехов или же просто зеленки есть еще и привычность, добавляющая не только защиту, но и плюс к остальным параметрам. Разнообразие шмота, наверно, не меньше, чем в Diablo и тут тоже есть особые сеты, собрав которые можно получить дополнительные характеристики. Если даже ты не хочешь собирать какой-то определенный набор, то все равно придется грамотно подбирать всё под свой стиль игры. Понять что именно собирать будет сложно, пока ты хорошенько не обживешься в игре, не выберешь себе подходящее оружие, не определишься с более или менее постоянной стойкой и все прочее. Прогрессия в игре очень комплексная. Если ты не самый хардкорный игрок, то придется гриндить амриту, чтобы вкачать себе немного уровней и пофармить экипировку, чтобы стало немного проще. Наткнулся на сложную миссию? Выйди на карту, поделай сайдквесты или пройди усложненные сумречные задания, а потом вернись на нужную миссию и надери всем задницы. Конечно, до казуального уровня все равно сложно будет докачаться и главной проблемой останутся боссы, но игра щадит верного, но неумелого игрока, так что не смотря на высокий порог вхождения, Nioh очень дружелюбен к новичкам жанра.

Иной раз я с большим удовольствием пробежать сюжетную миссию заново. Причем именно пробежать, потому что почти все можно и заспидранить, если знаешь что делать, где искать нужные ключи или логово босса, а заодно можно попутно пособирать кодама. Кодама — это такие зеленые человечки, местный аналог коллектаблс. В каждой из шести провинций по заданиям будут разбросаны по 25 таких кодама и чем больше их собрано, тем круче от них будет профит в виде плюсов к проценту добычи опыта, хилок, оружия и брони. Было бы слишком круто, если бы они работали все вместе, поэтому придется выбрать один из бонусов в ближайшем алтаре. Там можно и прокачаться, обменять ненужный лут на амриту, поменять ульту, экипировать магию и ниндзюцу, а так же позвать в кооператив друга или рандома, правда, если вы оба еще не прошли данную миссию, то никакой вам вечеринки. Это, кстати, очень круто! Не будет соблазна вызвать тащера и тупо пробежать всю игру, а вот пофармить вместе опыт или репутацию за убийство духов игроков — это всегда пожалуйста. Репутацию, к слову, можно спускать в чайном домике на карте мира. Там же есть возможность вступить в клан — аналог ковенанта из Dark Souls, получить немного фракционных бонусов и ждать окончания клановой войны, чтобы вырубить еще немного репутации, если твои соратники активно убивали вражеских фантонов. Как по мне, самое крутое, что можно купить в чайном домике — это образы других персонажей. Надоело бегать за Уиллема? Вот тебе Хаттори Ханзо или один из побежденных правителей. Экипировка на этих скинах не отображается, поэтому можно забыть о внешнем виде какой-нибудь миски на голове и бегать как тебе угодно. В том же домике можно попытать удачу с рандомными шмотками и купить дополнительные жесты для эмоций. Они нужны только для того, чтобы, например, избежать драки со стеной… Да, иногда мы встречаем живые стены и если ей показать нужный жест она перед нами откроет проход. Иногда нужно попросить прощения, что потревожил ее, а иногда и пытаться угрожать. Еще жесты полезны при встрече с местным аналогом сундука-мимика, похожим сначала на тануки, а потом превращающегося в фантома. При появлении он показывает определенную эмоцию и если мы ее повторим, он с радостью отдаст нам всю награду, а если нет, то полезет драться. Так же и жесты нужны для встречи с реальными игроками, ведь правила хорошего тона никто не отменял.

Какая нынче RPG обходится без крафта? Тут он доступен, как и торговец за репутацию, только на карте мира и крафт здесь это… кузнец! Ковать оружие, броню и ингредиенты или банально покупать — это скучно и обыденно. Кузнец умеет скрещивать экипировку. Понравилась катана, но у нее слишком мелкий уровень? Возьми ее и ту, что побольше. Пара кликов и тебя меч актуального уровня, а иногда даже и какой-нибудь дополнительный стат может перепасть! Если вдруг тебе в ней устраивает теперь всё, кроме внешнего вида, пара манипуляций это теперь полутороручный меч, какая-нибудь более модная катана или… деревянная мечужка. Вот смотришь ты на свою почти идеальную катану, но вот хочется что-то вроде вишенки на торте, а не +5 к парированию. Идешь в перековку и роллишь себе более годный стат. В итоге, немного повозившись, можно прокачать свой меч круче, чем это сделал бы Айс Кьюб. Отличная кастомизация брони и оружия компенсирует отсутствие редактора персонажа, хотя Уиллему можно сменить прическу и бороду, но вариаций настолько мало, что лучше бы их и не было. Всё же герой исторический и создание персонажа здесь неуместно. Ах да, можно еще и разбирать оружие на материалы, но это у же не так здорово, как кастом. Кстати, один из самых долгих трофеев здесь как раз связан с кузнецом. Каждый раз когда ты тратишь у нее 200.000 золота, можно прокачать скидку и так нужно будет сделать 60 раз. В сумме 12 миллионов. Это очень много. Так что лучше продавать шмотки, а не отдавать на подношение за амриту. Хорошо хоть при смерти мы теряем только опыт, а золота идет у нас отдельным ресурсом, иначе разбитых геймпадов в релизную неделю в мире было бы гораздо больше.

Nioh очень большая игра, как по продолжительности, так и по контенту. Казалось бы всего 18 сюжетных глав, но у меня все прохождение, включая сайдквесты заняло около 65-ти часов. От игры просто невозможно оторваться даже не смотря на то, что половина дополнительных заданий просто повторяют локации из сюжетки, а фантазия художника, который придумывал концепты врагов кончилась на середине игры и потом уже сложно встретить кого-то нового, чего не скажешь о боссах. Почти все они вызывали жгучую боль в понятных местах, но встречались и ребята, которых я убивал с первого раза. В Nioh невероятно крутой сеттинг. Мрачная японская эстетика дико цепляет и хочется проходить игру снова снова. Вдвойне круто, что здесь есть что-то типа New Game +, только не нужно начинать все сначала, просто выходишь на карту мира, нажимаешь квадрат и вот теперь еще более хардкорные вариции уже пройденных заданий. После прохождения появляется возможность получать зеленую экипировку. Её максимальный уровень 150-й, но у некоторых есть еще и подуровни, так что кач не кончается! Здесь всегда есть чем заняться. Можно закрывать внутриигровые ачивменты, типа тех что в World of Warcraft и получать за них дополнительные бонусы. Самые хардкорные ребята после прохождения явно замахнутся на платину, ведь такой эксклюзив для PS4 отпускать без нее как-то не хочется.

В моем персональном топе Nioh совсем чуть-чуть не дотягивает до моего любимого Bloodborne  и Demon’s Souls. Рекомендую попробовать даже тем, кто побаивается подобного жанра. После Nioh легко понять, что подобный геймплей и не «тупой клон Dark Souls», а полноценный самостоятельный жанр, который всё ещё может удивить.


Геймплей
9
Сценарий
6
Дизайн
8
Звук
9